Из книги: Ши Най-цзянь, Ван Чжэнь-шань «Непрерывные удары ногами и указывающий дорогу кулак линии Ши ба-гуа чжан», Пекин, 2007. Перевод и комментарии – Лобусов Е.В. (с)
При цитировании данного материала необходима ссылка сюда.
Дун Хай-чуань включал в созданные Ши Цзи-дуном Ши ба-гуа чжан 5 форм: дракона, тигра, змеи, гуся и черепахи. В линиях Лян, Чэн и других виды этих форм иные, главное отличие в том, что в линии Ши нет формы орла, обезьяны и т.д., зато есть формы гуся и черепахи.
5 форм ба-гуа чжан вовсе не принуждают людей, тренирующих кулачное искусство, к тому, чтобы подражать животным формой или повадками. И они позволяют понять сущность, ци и дух внешних проявлений собственно формы. Человек, в конце концов, есть человек, он не может обладать с животными одинаковым строением.
Чем больше стилей кулачного искусства, количества техник ударов, тем качество лучше. В ба-гуа чжан такой же как и в других стилях ушу принцип. Поэтому формы дракона, тигра, змеи, гуся, черепахи ши ба-гуа чжан одинаково представлены в атаке и защите состоянием сознания и тела.
Китайцы сами себя именуют «люди дракона». В произведениях искусства дракона изображают с длинными рогами на голове, глазами как у тигра, пасть как у питона, телом как у змеи покрытым чешуёй, четыре когтя на лапах подобны когтям орла. Он может, взмывая в небо, выдыхать ветер и вызывать дождь. Может, погружаясь в воду, перемешивать четыре моря, чтобы они бурлили. Среди произведений искусства, каменного зодчества, архитектуры, особенно на металлических деньгах, серебряных лянах, бронзовых монетах обнаруживается изображения дракона. Значение образа дракона в Китае трудно переоценить.
Самая главная идея, которую даёт дракон людям – спиралевидное вращение и воинственная духовная жизненность. И в ба-гуа чжан особенностью выполнения целых комплексов является непрерывные тянущиеся движения, как плывущие облака и текущая вода, спиралевидно-вращательные, переворачивающиеся. Это позволяет практикующим кулачное искусство людям проявлять качества живой ловкости и воинственности. Поэтому говорят, что с первого дня начала тренировок ба-гуа чжан сознание не покидает идея дракона. Многие люди, практикующие ба-гуа чжан, именуют это искусство как формы дракона ладони восьми триграмм или ладонь восьми триграмм формы дракона.
В комплексах движений Ши ба-гуа чжан есть положения тела, соотносимые с формой дракона. Особенно среди 64 ладоней все движения, где есть спиралевидное вращение и перекатывающее привлечение соотносятся с формой дракона. А больше всех – восьмая группа ладоней (ладони развернувшегося тела).
Во время тренировки «драконовых» ладоней развернувшегося тела необходимо, чтобы мысль особенно присутствовала в пояснице, поясница должна стать корнем и осью. Движения в талии должны придавать всему телу и четырём конечностям вращательное и перекатывающееся движение. Нужно всячески избегать ситуации, когда поясница обездвижена, а руки и ноги совершают беспорядочные движения. При использовании техники ударов самое важное – трансформация атаки, спутывание, приклеивание, запечатывающее блокирование противника. Поэтому движения обязательно должны обладать живостью и лёгкостью. Именно поэтому форма дракона очевиднее всего в техниках тела. В воинском искусстве не нужно обладать положением хозяина (субъективность), надо быть гостем (объективность), следовать положению противника и сообразно ему двигаться.
Есть рифмованные строфы:
Формы дракона технику тела надо чётко помнить,
Прежде всего, останови атаку противника.
Слева и справа вращением поясницы перекатывайся и оборачивайся,
Оберни опасность покоем в одно мгновение.
Тигр это хорошо известный людям опасный хищник семейства кошачьих. Северо-восточный (Panthera tigris altaica) и южно-китайский (Panthera tigris amoyensis) тигры были распространены на территории Китая, но сегодня они уже исчезли. В мире боевых искусств форма тигра является самой распространённой как в стилях, относимых к внутренней семье, так и к внешней. Особенно много самостоятельных форм тигра в син-и цюань – «сидеть подобно тигру», «тигриное прихлопывание», «тигриный удар», «тигр обнимает голову», «тигриный хлыст» и так далее.
В Ши ба-гуа чжан вся сущность техники атакующих движений, таких как «перемещающийся и охватывающий парный удар», «заваливающий отступающий шаг с парным ударом», «вращение тела с одиночным ударом», «толчок плечом», «удар через локоть», «надавливающее тело» и так далее – все они относятся к тигриным ударам формы тигра; «с шагом вперёд прихлопнуть лицо», «схватить и оцарапать когтями», «тащить и перемещать» – все они относятся к тигриному удару лапой; «уклониться и ударить», «обернуться и ударить», «пробивающая небо пушка», «виды шага лучника и всадника с пронизывающим ударом кулаком» и так далее – относятся к форме тигра.
Тигр – опасный хищник, с очень сильной волей, его натура заключается в том, что если неожиданно возникают препятствия, то он свое мощью поступает с ними как будто «ломает сухостой и сокрушает труху».
Выполняя движения формы тигра нужно выдыхать воздух. Обычно при практике ба-гуа чжан не издают выкриков для помощи выбросу силы, только в глазах появляется свет духа сильного хищника. Чтобы удлинить форму тела, прилагая к этому усилие, нужно изо всей силы расширяться, увеличить ци, упорядочить форму. Сила из корневых суставов идёт через срединные и достигает верхушечных, из поясницы и ног идёт и собирается в ладони, которые через одну точку выбрасывают усилие-цзинь наружу.
В Ши ба-гуа чжан всегда вначале необходимо трансформировать и разделить атакующую силу, затем уже нападать на противника, идти от трансформации к удару, от раскрытия к рассеканию, от поднимания к удару, от перекатывания к укалыванию, в общем, необходимо нападать на противника после рассекания и трансформации его атаки. Нужно одновременно с переходами атаковать. Это всё представляет большую трудность, для преодоления которой необходимо прилежно учиться и усердно тренироваться, питать и сохранять внутреннюю ци. Для рассечения атаки необходимо иметь достаточный запас усилие-цзинь, тогда в нужное время можно будет стремительно атаковать противника.
Есть рифмованные строфы:
Тигр присел, тигр ударил, тигр бьёт лапой,
Решительно маневрируй и быстро наноси ответный удар лапой.
Обретение позы формы тигра подобно падению горы,
Молния блеснула, гром громыхнул и врагу трудно убежать.
Змеи – это очень распространённый в Китае отряд пресмыкающихся. Особенно много змей на юге. Змеи бывают очень большими как, например, тигровый питон (Python molurus) (до 8-9 м), так и совсем маленькие как браминский слепун (Ramphotyphlops braminus) (ок. 10-12 см). Есть ядовитые змеи, например, очковая змея (индийская кобра, Naja naja), китайский щитомордник (Deinagkistrodon acutus), обыкновенный щитомордник (Agkistrodon halys), ленточный крайт (Bungarus fasciatus) и его близкий родственник Bungarus multicinctus и так далее. А есть и неядовитые змеи, например, китайская рисовая змея (Enhydris chinensis), разновидность крысиной змеи (Zaocys dhumnades), королевский полоз (Elaphe carinata), краснопоясный динодон (Dinodon rufozonatum) и прочие. Змеи, особенно ядовитая очковая змея, как только испугаются, сразу поднимают голову, и вся их поза выражает очень пристальное внимание – они готовы напасть в любое мгновение. В обычное время змеи ползают с помощью извивающихся движений, и перемещаются так быстро, что могут показаться летящими. Умные и наблюдательные люди обратили внимание на образ атакующей змеи, и на юге Китая среди традиционных стилей боевых искусств есть стиль змеи. В Ши ба-гуа чжан форма змеи главным образом представлена в принципах «вбирания и выплевывания», «опутывания», «зигзагообразной упругости». Особенно эта идея проявляется в ладонях седьмой группы (разведывающая ладонь) и таких принципах, как «тело боком наклоняется и извивается», «вытягивать обе руки в сторону макушки», «глаза поворачиваются в сторону передней ладони». Скрещенный шаг приводит к скручиванию поясницы и извивающейся походке, обе руки подобно двум змеям друг друга прикрывают, нанося удары вверху и внизу, как высовывающийся и убирающийся язык змеи. Нужно одновременно трансформировать и расчленять атаку противника вместе со своими атакующими действиями в сторону его шеи и головы. В «крюкообразной ладони» (勾掌), «перемещении и охвате» (搬揽), «ударе с открытым шагом» (穿扣) и многих других движениях поясница извивается подобно змее, а в глазах должен быть ядовитый свет, направляемый в глаза противника. Есть действия, выполняемые как бы прилипнув к противнику, с близкого расстояния, например, «колющий удар» (扎捶), «разведывание» (探), «многократное разведывание» (覆探), «протыкание» (戳), «прокалывание» (扎) – во всех них используется короткое усилие-цзин. Резкие движения также относятся к атакующим действиям формы змеи. К этой же форме относятся техника тела и рук – «опутывание» (缠绕), «мягкое прилипание» (柔贴), «перемешивание и хватание» (搅揽). Иногда некоторые действия могут нести в себе подчёркнутую идею формы змеи – вытянутая вперёд «разведывающая ладонь» может наносить атакующее действие не всеми пальцами, а только указательным и средним при поджатых остальных в глаза противника. Такая форма ладони напоминает раздвоенный язык змеи.
Есть рифмованные строфы:
В положении тела согласно форме змеи уклоняйся боком,
Тело и поясница извиваются как ползущая змея.
Обе руки, вытягиваясь вперёд, защищают голову,
Вытягивание и сокращение как высовывающийся и убирающийся язык змеи.
Черепахи бывают водные и сухопутные, большие и маленькие. Черепаха в представлениях жителей Азии символизирует долголетие, также считается, что она приносит удачу. Форма черепахи в китайских боевых искусствам используется очень редко, только в ба-гуа чжан, созданном господином Дун Хай-чуанем, особое внимание уделяется форме черепахи. В Ши ба-гуа чжан с формой черепахи соотносится внешний облик тела, особенно при «плавании» по кругу. Техника рук напоминает движения лап плывущей черепахи, а состояние духа несёт в себе идею черепахи, которая, испугавшись, втягивает голову, шею и лапы под панцирь. При разведке возможной опасности голова и шея медленно высовываются из-под панциря, чтобы с должным вниманием осмотреть окрестности. В Ши ба-гуа чжан все движения, где для осуществления оборонительных действий тело сжимается, относятся к форме черепахи. Две руки прилипают к корпусу, локти свешиваются, запястья подгибаются, большие пальцы рук касаются средних, четыре пальца руки тесно соприкасаются и их кончики направлены вниз, колени подгибаются, стопы развёрнуты наружу и образуют иероглиф единица (一), шея вытягивается, голова повёрнута немного вверх – это всё будет соответствовать классической форме черепахи. Тело и поясница образуют единое целое. Две руки хватают и тянут, удар с открытым шагом, трансформация-разделение или атака, шея и голова следуют за движением тела, которое совершает преобразование вытягивания в собирание, небольшим подшагом и быстрым движением в коленях оборачивают тело, «нагромождённое перекатывание» (叠滚) телом – всё это похоже на черепаху, которая в своём бассейне обычно плавает кругами и может иногда переворачиваться. Форма черепахи – в Ши ба-гуа чжан образ, наиболее реалистично передающий дух определённого животного и вызывающей уважение среди друзей мира боевых искусств.
Есть рифмованные строфы:
В спокойном океане волшебная черепаха обуздывает четыре предела,
Подобравшись телом и упорядочив форму утихомиривает разбушевавшиеся волны.
Вытягиваясь выдыхает, а собираясь вдыхает – так черепаха регулирует дыхание,
По кругу движется, как будто вышивает – трудно её отыскать.
Китайский гусь (Anser cygnoides) – один из видов перелётных птиц. Обладает развитой способностью к парению. Сейчас этот вид гуся в диком виде очень редко встречается. Среди комплексов обычных боевых искусств, особенно среди 10-ти больших форм (соответствующих животным), действия подобные расправлению крыльев и захвату когтями подражают форме орла. В других стилях ба-гуа чжан присутствуют формы орла или ястреба. В Ши ба-гуа чжан форма гуся подражает духовному состоянию и идее расправления крыльев в стороны и пристальному взгляду при вращениях корпусом. А ладоней и техники рук, подражающих когтям орла, нет – поэтому птичья форма называется формой гуся.
В Ши ба-гуа чжан действия, когда обе руки вытягиваются и расправляются, соответствуют форме гуся, вытягивание одной руки соотносится с одиночной формой гуся. Такие действия как: «ладонь обернувшегося назад тела» (背身掌), «оборачивающаяся назад ладонь идущего тела» (走身背掌), «ладонь обратного срезания» (反削掌), «ладонь обратного захвата» (反撩掌), «рубящая ладонь» (砍掌), «срезающая ладонь» (削掌), сгребающая и толкающая ладонь (搂推掌) и так далее – все они относятся к форме гуся. В технике атаки главенствует принцип «использования усилия для удлинения формы тела», а «вращающаяся и меняющаяся ладонь» (转换掌), «обратное срывание» (反摘), «обратная тайная ладонь» (反偷掌) и другие действия, связанные с применением вращения тела для трансформации и рассечения атаки противника, относятся к форме гуся. Также и подпрыгивание вверх вместе с ударом двумя руками в стороны относится к форме гуся, но в Ши ба-гуа чжан используется очень редко.
Настоящее мастерство Ши ба-гуа чжан в технике хождения; если остановился, то уподобился упавшим на землю цветам; в необходимости движения и трансформаций; в том, что если какая-то часть тела двигается, то нет ничего недвижимого; пять форм вместе проявляются. Среди восьми ладоней очень многие захваты и движения содержат пять форм, например в ладони: «три удара плавающего тела» (三穿游身掌), необходимо оборачиваться как дракон, плавать как змея, ворошить и бить как черепаха лапой, ударять как тигр. Тренирующимся не нужно упёрто придерживаться идеи о том, что какое-то одно движение соответствует какой-то определённой форме животного, необходимо соединять их вместе, передавая их дух и настроение. Только тогда может появиться настоящее мастерство. Напоследок приведём очень краткие рифмованные строки господина Дун Хай-чуаня о пяти формах:
Сам подобен плывущему дракону и взмывающему в небеса гусю.
Тигр бьёт, черепаха плывёт, змея скользит.
Позы находятся в непрерывном круговом вращении и не фиксированны,
О косом и поперечном, наступлении и отступлении смеясь поговорили.
|