Что такое цигун? Единого и однозначного ответа на этот вопрос не может быть, так как само явление включает в себя огромное количество элементов, и, кроме того, каждый человек вносит своё индивидуальное понимание. Поэтому в этой беседе вы не найдёте ответа. А поговорим мы лишь об одном из определений для «цигун». Сюй Минтан не раз обозначал цигун как простую науку о жизни («qigong is simple science of life»). Почему? Разберём поэтапно. Замечу, что беседа носит условный характер, так как ни одно определение не может быть адекватно явлению, а лишь отражает наши о нём ограниченные представления. Что такое наука? «Так отвечает на этот вопрос Большой энциклопедический словарь»: «НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов...» Зачастую слышны высказывания, что цигун к науке не относится, что это магия, колдовство, психотерапия, мистика. Однако трезвый взгляд позволяет в цигун увидеть науку в чистом виде! Во-первых, это, безусловно, выработка и систематизация знаний и процесс этот идёт очень давно, так в текстах, датированных до 168 года до н.э., обнаруженных при раскопках в Китае у города Чанша в 1973 году есть текстологически зафиксированные методологии того, что мы сегодня называем цигун, кроме того, обнаружены цветные схемы различных упражнений. Это если брать в историческом разрезе. Но если рассматривать индивидуальное бытиё – то и в такой форме обнаружим вышеупомянутые черты. Собственно каждое занятие цигун – это чуткое вслушивание в свой организм, наблюдение его изменений в ответ на перемены внешнего или внутреннего мира, наработка такого опыта, а в последующем, на основе накопленного опыта – возможность управления состоянием организма, заключающаяся в регулировании психофизиологического статуса. То есть каждое занятие, по сути, это эксперимент в заданных условиях, на основе которого продолжается дальнейшая практика (дальнейшие исследования). Однако критиками эти рассуждения могут быть отвергнуты, так как речь шла об индивидуальной, субъективном опыте. Но это можно возразить следующее – во-первых, что такое объективная оценка? Это рассмотрение явления опосредовано, не напрямую, а через призму каких-либо методологий, например, приборов. Но! Приборы созданы человеком. Интерпретация их показаний тоже осуществляется человеком! То есть объективное восприятие, в таком ключе, это восприятие явления через несколько искажающих факторов, что нельзя признать адекватным. Во-вторых, практика цигун – это строго регламентированная процедура, и если я точно опишу методику определённого упражнения другому человеку, и он будет её придерживаться, то он получит предсказуемые результаты, даже если их ему не обозначать. Кстати здесь очевиден ещё один элемент определения «научности» – предсказуемость результата («предсказание процессов и явлений действительности…»). Стоит учесть, однако, что цигун, как система знаний формировалась в отличной от западной классической научной парадигмы среде, поэтому должен рассматриваться с учётом этого примечания. И статус научности этой среде стали придавать совсем недавно, но ещё не все учёные-востоковеды согласны с таким заявлением. А почему же цигун – простая наука? Потому что восприятие мира осуществляется непосредственно, напрямую, без отягощения механизмами и сложными теориями. Потому что главный прибор – это мы сами, и каждый раз мы увеличиваем чувствительность этого прибора, снижаем порог восприятия, центруем его шкалы, укрепляем механизмы обратной связи. Ну а почему это простая наука о жизни – потому что изучению подвергается именно жизнь, во всех возможных её проявлениях и формах. Принимая во внимание сказанное, необходимо постоянно вырабатывать у себя научное отношение к цигун – то есть, строго придерживаться методологии. Внимательно наблюдать перемены, происходящие в организме, отслеживать которые можно по ощущениям. И, когда главный прибор будет хорошо работать – искать новые пути понимания: «Что такое жизнь!»